Илья Набоких — блог

Токсичная эффективность

Кажется, мы постоянно упрекаем себя за то, что мало работаем. Мы запрещаем себе отдых, ругаем за часы и даже минуты бездействия. Мы пишем чек-листы и списки дел, мы стремимся контролировать всё — в работе, в хобби, в семейных делах.
Мы вкладываемся в своё образование для того, чтобы работать эффективно. Мы учимся инструментам борьбы с прокрастинацией. Мы платим деньги коучам чтобы научиться работать лучше и выбрать наиболее оптимальное направление развития. Мы ходим к психологам чтобы восполнить ресурс и найти мотивацию для дальнейшей работы.
Мы досконально планируем свой отдых — но не для того, чтобы действительно отдохнуть, а для того, чтобы побыстрее привести себя в форму и снова приступить к работе.
Мы проходим чекапы и мониторим своё состояние с помощью гаджетов. Мы принимаем бады, ходим на велнесс-процедуры и едим здоровую еду. Но не потому что любим сельдерей и хотим быть здоровыми. Наше тело — машина для работы. Мы должны его обслуживать, чтобы продлить срок эксплуатации.
Наш дух тоже должен быть подчинён главной цели. Поэтому мы медитируем, дышим квадратом, поём мантры и ходим на ретриты. Мы считаем часы глубокого сна и устраиваем себе цифровой детокс. Мы ездим на випасаны и посещаем места силы. Интересует ли нас духовность и путь принца Гаутамы? Кажется, что не особо.
Наша главная цель — максимальная эффективность и обилие дел, а не безмолвие. Нам хронически нужна регулярная занятость. Наш главный страх (а вместе с тем, и тайная мечта) — остаться в бездействии в своей постели. День превращается в месяц, а месяц в год. Часы и дни растворяются друг в друге, когда время не структурировано в нашей голове.
Хаос в нас сильнее Хроноса, поэтому путь созерцания нам не подходит. Каждая минута бездействия будет жестоко наказана нашим внутренним регулятором. Он знает, что и когда мы должны делать, о чём думать и где быть. В конечном итоге это приводит к тому, что многие из нас только спят и работают. Чаще соотношение в пользу работы.
Внезапно получилось так, что капитализм и его высшие цели и ценности перестали быть внешней системой. Вместо этого, концепция непрерывного развития и роста ловко интегрировалась в наше внутреннее пространство, глубоко проросла в сознание и даже слилась с нашей совестью.
Целые индустрии развиваются, благодаря нашему стремлению к продуктивности. Кажется, что по капиталистическому сценарию все должны быть довольны. Но как чувствуем себя мы?
Почему мы так часто говорим и слышим про выгорание? Почему многие из нас просыпаются уставшими и буквально силой заставляют себя начать этот день?
Можем ли мы говорить о новой социальной реальности, в которой всё наше существо будет подчинено труду, а любая активность вне пределов работы будет минимизирована? А главное, хотим ли мы этого?
2025-03-18 16:02 Социальное